Мероприятие под таким названием прошло в Межпоселенческой центральной библиотеке в рамках проведения ежегодного Дня молодого избирателя. В гости в библиотеку пришли ребята из СОШ № 2 7б класса со своим классным руководителем Вашкевич Н. А. Первая часть мероприятия была обозначена, как беседа-диалог и сопровождалась презентацией.
Ребята совершили небольшую экскурсию в историю России. Узнали, как жилось их сверстникам в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович в 1649 году подписал «Соборное уложение», по которому за одну только попытку детей подать жалобу на родителей, предписывалось «бить их кнутом нещадно, а потом отдавать родителям». Принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендовал в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер».
Ребята узнали, что при правлении Петра I родители не могли насильственно венчать своих детей или отдавать их монастырь.
А в XVIII веке императрица Екатерина II создает в России первые детские дома. В это же время появляются предметы воспитания, обязательные для всех и каждого. Эти предметы – религиозное воспитание и школьное обучение.
С большим вниманием учащиеся слушали рассказ о событиях в мировой истории, которые послужили отправной точкой в создании Декларации Прав ребенка 1959 года, Конвенции прав ребенка в 1989 году, которая по существу считается «мировой конституцией» прав ребенка. С интересом познакомились с отдельными статьями Конвенции прав ребенка.
Ребята узнали, что права появляются у ребенка с самого первого дня его жизни и список этих прав расширяется по мере взросления ребенка. Были приведены права ребенка, достигшего возраста 10 лет, 14 лет.
Отдельного внимания заслужили и обязанности детей и подростков: получить основное общее образование; быть законопослушным гражданином, т.е. не совершать преступлений, правонарушений, не пользоваться и не носить при себе оружие; соблюдать права других людей и др. Присутствующие узнали, что с 14 лет у подростков появляется уголовная ответственность за определенные виды преступлений.
Во второй части мероприятия, которую провели работники информационно-досугового отдела для юношества школьники показали свои знания, участвуя в правовом турнире «Мои права – мои обязанности». Ведь чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если ты нарушаешь чьи-то права, то завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу. Ребята участвовали в конкурсе «Правовая азбука», где сумели правильно ответить какие права литературных героев нарушались в сказках, участники конкурс «Детектив» по описанию находили героев литературных произведений, в конкурсе «Юридическая консультация» школьники по описанию правонарушения смогли правильно назвать литературное произведение, в котором нарушались права героев.
Все мы разные, но одно у нас общее — это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять. Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав поможет человеку полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.
Заведующая ИДО для юношества Броворец Н.А.
Заведующая сектором ЦПИ Джепа С.А.