Дорогие друзья, специалистами отдела по делам молодёжи в дар межпоселенческой центральной библиотеке была передана книга «Кубанские бамовцы», изданная тиражом более тысячи экземпляров, в которую вошли воспоминания жителей Краснодарского края – участников всесоюзной стройки. Летописцем «стройки века» и составителем сборника стал председатель комитета по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Законодательного собрания края Виктор Чернявский. Издание осуществлено краевой молодежной организацией «Регион 93» в рамках проекта «БАМ – будь активным и молодым» с использованием средств Гранта Губернатора Кубани.
В этом году исполнилось 50 лет с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) – одной из самых главных железнодорожных линий России. Грандиозная стройка и по сей день остается символом трудового подвига советского народа и имеет огромное стратегическое значение для экономического развития страны. В иллюстрированном 350-страничном сборнике через воспоминания участников строительства – жителей Краснодарского края – показаны мощь стройки, характеры людей, их единение в стремлении освоить на пользу стране неизведанные просторы Сибири и Дальнего Востока. При активном участии репортеров, в том числе и журналистов наших районных газет, удалось разыскать живущих в регионе бамовцев, многие из которых стали не только героями публикаций в СМИ, но и попали на страницы книги. В книгу вошли очерки, дневниковые воспоминания, стихи и даже песня о БАМе.
В апреле 1974 года на БАМ отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский строительный отряд – 600 юношей и девушек из 30 регионов Советского Союза. В их числе были и представители Краснодарского края. Стройка вызвала огромный духовный подъем всего народа. БАМ был притяжением смелых и активных людей, лучших представителей молодежи того времени, в том числе и жителей Каневского района. Они с теплотой вспоминают романтику первых добровольных комсомольских стройотрядов, а на страницах книги размещены воспоминания об этих удивительных людях.
Одна из первых супружеских пар из станицы Каневской, приехавших покорять БАМ с отрядом строителей СМУ «КраснодарБАМстрой» – Евгений Приходько с женой, Людмилой. Все трудности первых дней и месяцев пребывания пришлось испытать в полной мере. Первое время глава семьи, которому было 23 года, работал водителем на самосвале, а 21-летняя Людмила к зиме устроилась в ПТО и много лет была секретарем комсомольской организации.
Анатолий Максимович Сергань, уроженец станицы Новодеревянковской, начинал службу на БАМе лейтенантом, завершил в звании майора. Прошел путь от простого инженера до начальника проектного бюро корпуса. Его супруга, Ольга Юрьевна, также служила в Железнодорожных войсках СССР, получив военный билет. Работы на «ветке» велись практически круглые сутки, их отменяли лишь при минус 60. И солдаты, и офицеры при такой зимней стуже работали по 10 минут, меняя взвод за взводом, чтобы согреться у костров. Обжигая при этом валенки, рукавицы, лица. В то же время невозможно было не восхищаться этой величавой, дикой природой. А по ночам вспоминать родные места, шелковицы и жердёлы Староминской, пионерские лагеря Кабардинки и Анапы. Своему мужу Ольга Сергань посвятила эти строки:
- Самому железному
- дорожнику на свете,
- Кто с батальоном строил БАМ
- В мороз, и снег, и ветер
- И кто в морошковом раю
- В руках баюкал сына:
- Ведь только в БАМовском краю
- Рождаются мужчины!
Жительница хутора Орджоникидзе Нина Прокопьева находилась на БАМе 17 лет. На складе в ЖКО девушка выдавала обои, строительные материалы, инструменты и спецодежду. Одежда для бамовцев была качественной и надежной на овечьем меху, чтобы не чувствовать сильных морозов. С будущим мужем, Николаем, они познакомились через три дня после приезда и прожили 35 счастливых лет. БАМ сплачивал людей, крепил семьи. БАМ скреплял сердца. БАМ – стройка свадеб в белоснежном наряде и сапогах. Это обычный наряд бамовской невесты.
Свадьбам на БАМе посвящено несколько страниц сборника. Расписывались сразу несколько пар. ЗАГС был под деревом, а свадьбы гуляли в палатках, где собирались человек шестьдесят. В палатки и жить переезжали из общежития, а потом и свои квартиры получали. Как только в поселках появлялся детский сад, танцплощадку окружали коляски. Жаль, что никто не догадался снять танцующие парочки, окруженные бамовскими младенцами. И никто из них не помнит сложностей и невзгод. Были дружба, любовь, счастье, вера в то, что они строят трассу дружбы и братства, что их труд – залог счастливого будущего, в котором будут жить их дети.
Участок, на котором каневчанка Наталья Николаевна Сопова работала кладовщиком, занимался выгрузкой вагонов со стройматериалами. В один из рабочих дней она узнала про «чебурашку». Оказалось, так в народе называют автомобиль «Magirus». Еще одно из ее ярких воспоминаний – переезд в поселок, где построили самый длинный в России тоннель. В этом поселке Наталья родила дочь, в ее свидетельстве о рождении так и написано: «БАМ».
В магазинах было все, что нужно, рассказывают бамовцы, — в тайге морошка, голубика, брусника. Медведи заходили в поселок, искали съестное, но никого не трогали. Рядом была река – красавица Ангара, по берегам реки росли смородина и малина. Вот так бы и жили в таежной сказке, построенной своими руками, но с возрастом некоторых потянуло на родину. Но не могут они забыть свою юность, БАМ, дикие северобайкальские красоты. А главное неподдельное чувство братства, плеча, дружбы, которое сплачивало молодежь, приехавшую со всех концов СССР. Бамовцы и сейчас на связи, потому что БАМ объединил людей разных национальностей в одну семью, а это большая ценность. Да и сегодня молодежь, если правильно поставить перед ней задачи, горы способна свернуть. Уверены, это будет им под силу, тем более с новыми технологиями и современной техникой.
Уважаемые читатели, Байкало-Амурская магистраль считается одной из самых масштабных строек не только в СССР, но и в мировой истории. В полувековой юбилей БАМа приглашаем вас получить уникальную возможность к доступу новой книги, вспомнить, как начиналась история знаменитого пути, с какими сложностями пришлось столкнуться строителям и почему развитие этого объекта важно сегодня.
Л. Человская, гл. библиограф