Архивы


Сегодня исполняется 170 лет со дня рождения известного писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка. Замечательного русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка знают и взрослые и дети. Сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка можно читать и перечитывать сколько угодно, и каждый раз находить и открывать для себя всё новые и новые грани народной мудрости. В статье Александра Панфилова, кандидата филологических наук вы узнаете как рождались его очерковые книги и романы. Кому-то они сейчас кажутся скучными и архаичными, однако на самом деле тут есть проблема «входа»; если этот «вход» преодолеть, то от Мамина-Сибиряка уже трудно оторваться. И его «содержание» начинает эхом звучать в современности; становится очевидным, что нынешний наш «капитализм» в основе своей напрямую связан с тем «капитализмом», который изображает Мамин-Сибиряк.

В 1870-е годы, когда Мамин совершал свои первые писательские опыты, широчайшее распространение получила сочинённая Золя теория «экспериментального романа», в рамках которой французский писатель рассматривал словесность как один из инструментов объективного социологического исследования. Основные его методы, по Золя, – кропотливое наблюдение (натурализм) и эксперимент. Нашёл Золя последователей и среди русских писателей, Мамин-Сибиряк был одним из них. Отсюда – его бесконечные поездки по уральским городам и весям, его интерес к фольклору, археологии, истории и этнографии, его тщательнейший сбор «материала» и почти «фотографичность» текста.

И всё-таки литература – это всегда личная читательская история.  Роман «Черты из жизни Пепко». «Маргинальный» Петербург 1870-х годов, репортёрская «тусовка», озабоченная добыванием гонораров, молодой герой, пишущий свой первый роман и изнемогающий в борьбе с непослушным словом… Тут какой-то точнейший портрет вечной юности – мучительной, нищей и, несмотря ни на что, прекрасной.. Там дальше о том, что «страдать и радоваться тысячью сердец» есть «настоящее счастье». И этим специфическим писательским счастьем Мамин-Сибиряк не был обделён. Притом, что жизнь его лёгкой не назовёшь. В ней было немало настоящих катастроф, что трудно предположить, глядя на фотографии полнокровного, жизнерадостного, даже почти самодовольного Мамина-Сибиряка, где он запечатлён то с Чеховым, то с Буниным и Горьким, то с Куприным…

Он был сыном уральского священника, в его жилах, помимо русской, текла башкирская и шведская кровь; собственно, и свою родовую фамилию (Мамин) писатель производил от имени некоего предка-башкира Маминя. Он мог стать кем угодно, но не писателем: учился в Екатеринбургском духовном училище, Пермской духовной семинарии, Петербургской медико-хирургической академии, на юридическом факультете Петербургского университета, высшего образования так и не получил. Нищенствовал, его журналистика была во многом занятием вынужденным. Но страсть к писательству сжигала Мамина-Сибиряка с ранних лет. В двадцатипятилетнем возрасте он вернулся на Урал, где зарабатывал на жизнь репетиторством. Известность и некоторую «писательскую» определённость ему принёс роман «Приваловские миллионы», вышедший из печати, когда Мамину-Сибиряку шёл четвёртый десяток.

Его житейская судьба невероятно интересна. Первой его женой, шестью годами старше, стала в Нижней Салде мать его воспитанников. Это был скандал, от которого Мамину-Сибиряку с возлюбленной пришлось бежать в Екатеринбург. Второй, тринадцатью годами младше, – актриса, тоже замужняя. И снова скандал, и снова побег – на этот раз в Петербург. В 1892 году Мария Морицевна родила Дмитрию Наркисовичу дочь Елену, сама не пережив родов. Писательский Петербург спасал тогда Мамина-Сибиряка, принявшегося буквально убивать себя алкоголем. Формально незаконнорождённая дочь была неизлечимо больна, но благодаря стараниям отца, которому пришлось, преодолевая бюрократические рогатки, её «удочерять», дожила до взрослых лет. Именно ей писались знаменитые «Алёнушкины сказки» – их Мамин-Сибиряк считал лучшей своей книгой. В третьи жёны писатель выбрал (а точнее, она его) воспитательницу Алёнушки, они обвенчались в 1900 году, когда обоим было под пятьдесят лет. В последнее десятилетие жизни Мамин-Сибиряк сильно хворал и почти забросил литературу. На предсмертных фотографиях его вообще невозможно узнать. За неделю до смерти друзья и поклонники пришли поздравлять Мамина-Сибиряка с 60-летним юбилеем, но произносили речи в пустоту – писатель уже не воспринимал происходящее.

Анализ творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка в целом показал, что его значение для русской литературы и культуры выходит далеко за региональные рамки и может служить воспитанию молодого поколения всей страны в духе патриотизма, интереса к отечественной истории и любви к родной природе. Специалисты нашей библиотеки подготовили рекомендательный список литературы к 170-летию писателя «Сказочные самоцветы  Мамина-Сибиряка», который составлен на базе электронного каталога, и представляет собой перечень книг о  жизни и творчестве, биографические сведения и его произведения. Рекомендуется работникам библиотек для подготовки массовых мероприятий и оформления книжных выставок, преподавателям, студентам, школьникам старших классов и почитателям его творчества.  Нам всем напоминают, как высоко ценили творчество писателя современники. Антон Чехов писал: «Мамин принадлежит к тем писателям, которых по-настоящему начинают читать и ценить после их смерти». А вот что говорил о писателе Максим Горький: «Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык… Земле родной есть за что благодарить вас, друг и учитель наш». Не менее актуально звучат его произведения и сегодня. Произведения Мамина-Сибиряка продолжают регулярно издаваться в нашей стране, они переведены на все мировые языки. К ним постоянно обращаются художники, скульпторы, драматурги. По его произведениям сняты любимый многими поколениями зрителей художественный фильм «Приваловские миллионы», сериал «Золото» (в главной роли Сергей Безруков), более десяти мультфильмов, поставлены и продолжают ставиться спектакли.

Л.Человская, гл. библиограф