Рубрики
Архивы


   «Я вменяю себе в удовольствие выразить Вам ныне личные чувства мои и всего Балтийского флота. Мы уважаем Вас за Ваше доблестное сражение. Мы гордимся Вами и Вашею славой как украшением нашего флота. Мы любим Вас как почтенного товарища, который сдружился с морем, который в моряках видит друзей своих. История флота скажет о Ваших подвигах детям нашим, но она скажет также, что моряки-современники вполне ценили и понимали Вас».

      Генерал-адмирал великой князь Константин Николаевич. 13 января 1854 г.

    Российский адмирал, герой обороны Севастополя 1854 – 1855 гг., занимающий среди выдающихся русских флотоводцев исключительное место, Павел Степанович Нахимов родился 5 июля (23 июня) 1802 года в имении Городок Смоленской губернии в семье небогатого дворянина, отставного майора Степана Михайловича Нахимова. Пятеро мальчишек из одиннадцати детей, родившихся в семье Нахимовых, стали военными моряками. 

     В 1818 году Нахимов окончил Морской кадетский корпус. Молодым офицером совершил кругосветное  плавание на фрегате «Крейсер».

     В 1827 году участвовал в Наваринском сражении, за которое был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени и произведен в капитан-лейтенанты. В двадцать четыре года назначен командиром взятого в плен египетского корвета «Наварин».

    В 1834 году Нахимова перевели в Севастополь. В 1836 году Павел Степанович получил командование над построенным под его надзором кораблем «Силистрия». Капитан Нахимов  сделал «Силистрию» образцовым кораблем, а свое имя популярным на Черноморском флоте, заслужив славу блестящего моряка и отца своих матросов. Его корабль участвовал в 1840 году в десантных операциях при занятии Туапсе и Псезуапе, оказывал помощь Головинскому форту при отражении нападения горцев в 1844 году.

     В 1845 году Нахимов был произведен в контр-адмиралы.

    Обладая выдающимися организаторскими способностями, Нахимов умел внушить энергию и любовь к морскому делу у своих подчиненных.  А его внимание к офицерам и матросам было неисчерпаемо, как командир корабля он входил в мельчайшие подробности их  жизни. Помогал и словом и делом, подчиненные, даже низшие чины не стесняясь подходили к Нахимову за советом и помощью. Его популярность в Черноморском флоте была так велика, что редкий матрос не знал командира «Силистрии».

    Павел Степанович брал в долг в счет своего жалованья за будущий месяц и раздавал направо и налево. Этой его манерой иногда и злоупотребляли. Но, по мнению Нахимова, всякий матрос уже в силу своего звания имел право на его кошелек.  

    По словам очевидца, князя Путятина, когда утром Нахимов приходил на пристань, там, сняв шапки, уже ожидали его старики, отставные матросы, женщины и дети – все обитатели Южной бухты из севастопольской матросской слободки. Окружив адмирала, все разом обращались к нему с просьбами.

    «Старый матрос на деревянной ноге и с костылями в руке привел  с собой двух маленьких девочек, своих внучек, и прошамкал, что он с малютками одинок, хата его продырявилась, а починить некому. Нахимов обращается к адъютанту: «…Прислать к Позднякову двух плотников, пусть они ему помогают», старик, которого Нахимов вдруг назвал по фамилии, спрашивает: «А вы, наш милостивец, разве меня помните?» — «Как не помнить лучшего маляра и плясуна на корабле «Три Святителя»…

    Никакой жизни, помимо морской службы, он не знал и знать не хотел и просто отказывался признавать для себя возможность существования не на военном корабле или не в военном порту. За слишком большой поглощенностью морской службой он забыл влюбиться, забыл жениться.    По единодушным отзывам очевидцев, Нахимов был фанатиком морского дела.      

    Летом 1855 года,  превосходящие военно-морские силы Англии, Франции,  Турции и Сардинского королевства заблокировали русский флот в Севастопольской бухте.  Русское командование приняло решение затопить большую часть Черноморского флота у входа в большую бухту города, чтобы помешать входу туда вражеских кораблей. 

    28 июня, с 4 часов утра началась жестокая бомбардировка третьего бастиона. Несмотря на уговоры подчиненных Нахимов поехал на бастион, чтобы поддержать и воодушевить его защитников, оттуда направился на бастион Корнилова, по которому был открыт сильный вражеский огонь.   Адмирал встал на банкет и в это время был смертельно ранен в висок. Не приходя в сознание адмирал Нахимов скончался через два дня.

    На прощание с адмиралом вышел весь Севастополь. В этот день с вражеской стороны не прозвучал ни один выстрел. Похороны Нахимова подробно описал крымский историк В. П. Дюличев. От адмиральского дома до собора Св. Владимира в несколько рядов стояли защитники города, взяв ружья в караул. Огромная толпа шла за телом героя. Никто и не думал прятаться от вражеской картечи. Да и молчали орудия французов с англичанами, знавших по доносам лазутчиков о происходящем в городе.
В те времена отвагу и благородство умели ценить даже в противнике.

    Напряженную тишину взорвал военный оркестр, за ним загромыхали в прощальном салюте пушки, и опустились флаги на кораблях. Не укрылось от взглядов севастопольцев и то, как медленно поползли вниз флаги на вражеских судах. А в подзорную трубу можно было рассмотреть, как английские офицеры, сбившись на палубе, сняли фуражки.
    Останки Нахимова погребены в Севастополе, в соборе Св. Владимира. 

    Дорогие друзья, источниками для публикации послужили книги, из фонда нашей библиотеки, прочитав, которые можно еще более подробно узнать о жизни  адмирала Нахимова Павла Степановича.

   

Источники:

    Зонин, А. И. Нахимов: жизнь адмирала Нахимова: исторический роман / А. И. Зонин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004. – 521 с.

    Полководцы и флотоводцы России: справочник / Сост. В. В. Шевченко. – М. : Вече, 2010. – 176 с. 

Флотоводцы / Ред. М. Ю. Мягков. – М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2014. – 71с.

    Почему адмирал Нахимов, рискуя жизнью носил золотые эполеты, и за что его уважали даже враги. – URL: https://kulturologia.ru/blogs/190121/48773/ (Дата обращения 04.07.2022г.). 

Джепа С. А.

 

Яндекс.Метрика