Рубрики
Архивы


Дейневич А.В. Голод по имени «Саботаж». – Майкоп, 2020. – 92 с.

Мы привыкли гордиться своей историей, достижениями и земляками, совершившими подвиги. Но есть в нашем прошлом и такие страницы, которые хочется забыть, вырвать из памяти. Об одной из таких чёрных страниц рассказывает краевед Александр Дейневич в книге «Голод по имени «Саботаж».

Невозможно остаться равнодушным, читая о размерах трагедии кубанского казачества, о политике их физического уничтожения – искусственно созданном голодоморе. Эта книга является поистине историческим исследованием, позволяющим восстановить реальную картину событий. В ней представлены рассекреченные документы Центра документации и новейшей истории Краснодарского края и воспоминания старожилов. Всё это отсекает любую возможность обвинить автора в субъективности и необоснованном  очернительстве советской власти, а такие попытки были.

Публично упоминать о голоде на Кубани 1932-1933 годов было строго запрещено в течение долгого времени. И лишь в 2008 году принято заявление Госдумы «Памяти жертв голода 30-х годов на территории СССР». Кроме этого документа в книге можно прочитать и постановление Старо-Минского райкома ВКП (б) 1932 г., в котором записано: «Предупредить жителей Ново-Деревянковской, занесённой на чёрную доску, что в случае продолжения саботажа хлебозаготовок, краевыми организациями будет поставлен вопрос перед Правительством об их выселении из пределов края в северные области и заселение этой станицы добросовестными колхозниками, работающими в условиях малоземелья и на неудобных землях в других краях».

Голодом были охвачены Северный Кавказ, Украина, Поволжье, Казахстан и многие другие зерносеющие районы страны. Непомерные хлебозаготовки спровоцировали массовую гибель людей, сопротивление коллективизации жестоко подавлялось.  По итогам хлебосдачи осенью 1932 года на  «чёрные доски» заносились станицы, которые не справились с планом хлебосдачи. В таких станицах закрывались все торговые точки, любая торговля запрещалась. Имеющиеся запасы продовольствия, в том числе в частных хозяйствах, конфисковывались и вывозились за пределы края. На «чёрную доску» были занесены и наши станицы Новодеревянковская и Стародеревянковская.

Воспоминания очевидцев той трагедии потрясают. Они были собраны и записаны Александром Дейневичем, а также опубликованы в местных газетах на основе писем жителей, переживших голод. Из воспоминаний каневчанки Т.П. Чемодановой (Терещенко), которая десятилетней девочкой, опухшей от голода, шла в станицу и встретила попутную подводу: «Я смотрю, под брезентом что-то круглое лежит. Думала, булки хлеба человек везёт. Обрадовалась. Когда под брезент руку протянула, к моему страху, там оказались человеческие головы, уже не знаю, мужские, женские или детские. У меня потемнело в глазах, и я не могла дальше идти, стало очень плохо. Это везли умерших с голоду людей. Везли их в общую яму на кладбище, каждый день туда сбрасывали трупы, и за покойником никто не шёл, и никто по нему не плакал. Умирали целыми семьями». И поверьте, это ещё не самое страшное, о чём можно прочитать в этой  книге.

На заре перестройки кто только не призывал нашу страну покаяться за все преступления против собственного народа. Только вот тех, кто должен покаяться за эти злодеяния, давно уже нет на этом свете. Как сказал М. Слесарь, переживший голод дважды, «е каятьтя, та нема воротьтя». Остались лишь  наша общая горечь и боль. Рассказать правду о трагедии, знать и помнить о ней – это и есть наше покаяние.

Тимошина Т.И., главный библиограф МЦБ Каневского района

 

Яндекс.Метрика