Рубрики
Архивы


День российской науки отмечается ежегодно 8 февраля. Дата выбрана не случайно, именно в этот день в 1724 году по указу Петра I в России была основана Академия наук. Она стала первым научным учреждением в стране и сыграла огромную роль в развитии российской науки. В этом году отмечается 300-летие основания Академии наук России – это хороший повод для проведения в библиотеках различных мероприятий по продвижению научно-популярной, энциклопедической литературы и популяризации книг и журналов. Вся наша деятельность в этой области направлена на необходимость говорить о вкладе ученых в историческое развитие нашей страны, чтобы донести значимость научно-исследовательской работы. Используя в качестве примера яркие факты из биографий знаменитых ученых и писателей важно донести до молодого поколения, что они тоже так могут.

Привлекая внимание к фонду научно-популярной литературы, предлагаем вам, дорогие читатели, обзор статьи Антона ПЕРВУШИНА из январского журнала «Наука и жизнь» о том, как формировался жанр научной фантастики, как он взаимодействовал с передовыми исследовательскими изысканиями.

 

ДОСТОВЕРНЫЕ ЧУДЕСА ПРОГРЕССА

Фантастика была и остаётся одним из самых популярных литературных жанров. Многие считают её развлекательным «чтивом», но в лучших своих образцах фантастика демонстрирует уровень отображения действительности, который недоступен реалистической прозе. Фантастику как приём введения в повествование небывалого, нереального использовали ещё со времён античности. Скажем, Аристотель в трактате «Поэтика», написанном в 335 году до н. э., советовал: «Следует в трагедиях изображать удивительное, но особенно в эпопее можно изобразить немыслимое, благодаря которому главным образом и происходит удивительное».

Однако как литературный жанр фантастику начали выделять относительно недавно. Исследователи её истории сходятся во мнении, что самым первым жанровым произведением следует считать роман «Франкенштейн, или Современный Прометей», написанный юной англичанкой Мэри Шелли (Годвин) летом 1816 года. Герой романа — гениальный учёный Виктор Франкенштейн — создаёт искусственного человека и оживляет его с помощью стимуляции электрическим током. В чём же была новизна произведения Шелли? И понимала ли она, что открывает своим текстом оригинальное направление в литературе?

Ответ можно найти в предисловии к первому анонимному изданию «Франкенштейна» (1818): «Пусть и невозможно в действительности, оно позволяет воображению автора начертать картину человеческих страстей с большей полнотой и убедительностью, чем могут ему дать любые события реальной жизни»…

В тексте «Франкенштейна» мы также находим ожидания, которые образованные люди начала ХIХ века связывали с наукой: «именно эти ученые. Которые, казалось бы, возятся в грязи и корпят над микроскопом и тигелем, именно они и совершили истинные чудеса. Они прослеживают природу в ее сокровенных тайниках. Они подымаются в небеса; они узнали, как обращается в нашем теле кровь и из чего состоит воздух, которым мы дышим. Обращает на себя внимание и тема, которую выбрала Шелли – искусственный человек.

Следующим писателем, который возвестил рождение нового жанра, стал Эдгар Аллан По. Он был одним из немногих, кто осознал, что научно-технический прогресс меняет мир и неизбежно появление литературы, которая будет отражать этот процесс. Известно, что его «Необыкновенное приключение…» и другие произведения оказали огромное влияние на Жюля Верна, который в 1865 году предложил первый технически обоснованный проект достижения Луны с помощью снаряда, выстреливаемого из гигантской пушки. Конечно, во времена Шелли и Эдгара По фантастика в массе своей оставалась привязанной к романтизму, который допускал присутствие в текстах сверхъестественных явлений и сказочных событий, не имеющих рационального объяснения.

ВНЕ РОМАНТИКИ

Литературоведы не называют Амадея Гофмана фантастом, описывая его как романтика или сказочника. Тем не менее Гофман не был автором примитивного «чтива». Особенно он увлекался автоматонами – куклами с механическим приводом, выполняющими действия по заданной программе, – по сути роботами. В дальнейшем человекоподобные автоматы, которые будут называть андроидами и киборгами, станут постоянными персонажами научной фантастики. Немецкие литературные критики с пренебрежением относились к творчеству Гофмана, а вот в России оно обрело вдохновенных почитателей. И вполне можно говорить о том, что именно Гофман стал родоначальником российской фантастики. Некоторые даже заявляли, что Гофман не умер, а «переселился в Россию» и «электрически действовал на молодые, серьезные умы».

При таком восторженном отношении появление подражателей – дело неизбежное. Следуя за Гофманом, писатели того времени прибегали к прямолинейности в изображении сверхъестественных существ в сочетании с конкретностью бытовых сцен, которые придавали вымыслу большую достоверность. Зачинателем «гофмановского» направления в русской литературе считается Алексей Перовский, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский. В историю литературы он вошел сказочной повестью «Черная курица, или Подземные жители», которая многократно переиздавалась, была экранизирована и внесена в список рекомендуемой литературы для чтения школьников младших классов.

Влияние немецкого писателя можно найти и в творчестве Александра Пушкина. Повесть «Пиковая дама» появилась на свет как «подражание» немецкому писателю. К «гофмановским» текстам Пушкина принято относить также «Каменного гостя», «Медного всадника» и «Уединенный домик на Васильевском», записанный Владимиром Титовым по устному рассказу поэта. Нельзя не упомянуть совершенно «гофмановские» по духу произведения Николая Гоголя «Портрет», «Нос» и «Шинель».

Продолжение статьи читайте в журнале «Наука и жизнь»

Обзор статьи Л.Человская, гл. библиограф

Яндекс.Метрика