Рубрики
Архивы


В новом учебном году преподавание истории в школе для двух старших классов, 10-го и 11-го, будет вестись по единым учебникам. Обозреватель журнала «Родина», доктор философских наук Семен Экштут объяснил многое об идее создать единый учебник истории для средней школы, о которой долго говорили и писали, а c 1 сентября 2023 г. она начала реализовываться в учебной практике. К 2023/2024 учебному году вышли из печати единые учебники по российской и всеобщей истории для 10-го  и 11-го классов. Через год, к 2024/2025 учебному году, этот процесс должен завершиться появлением единых учебных книг для классов с 5-го по 9-й. У читателей нашей библиотеки есть возможность познакомиться с тем, что изменилось в новом учебнике истории России для выпускного класса, охватывающем важнейший период отечественного прошлого после Победы в Великой Отечественной войне до настоящего времени.

450 страниц истории

В советское время, начиная с 1940 г., учебные книги в течение полувека были единственными, а многие стабильно переиздавались. С распадом Советского Союза учебников стало множество, а качество их очень часто вызывало закономерные вопросы у учителей и родителей школьников, не говоря уже о профессиональных историках. Попытки исправить положение были, и не раз, но с неутешительным итогом. До сих пор в школах имеют бытование несколько «линеек» учебников истории от различных авторов и издательств.

Учебная книга, над которой напряженно трудилась большая группа авторов, экспертов и методистов, среди которых Владимир Мединский, академики РАН Александр Чубарьян и Анатолий Торкунов, сохраняет лучшее. Теперь внимание к содержанию приоритетно, и внимание это вынесено на государственный и гражданственный уровень. Новый учебник не только велик по размерам, в нем 448 страниц. Изложение комплексное: тексты параграфов дополняются множеством иллюстраций и объяснениями к ним, текстами источников, разнообразными вопросами и заданиями. Обилие информации и ее интерпретаций должно помочь современным старшеклассникам разобраться в непростых реалиях послевоенной истории СССР и первых десятилетий исторического пути современной России.

Революция благосостояния

Прежде послевоенную советскую историю часто изображали в строго негативном ключе с некоторым исключением в виде прославления горбачевской перестройки. Не отрицая и не скрывая в тексте серьезных недостатков советского проекта, авторы единого учебника склонны выделять в эпохе после 1945 г. главное. Изложение I главы учебника, охватывающей период до конца 1991 г., построено с учетом серьезного внимания, которое современная российская историческая наука посвящает истории повседневности. Ей адресованы специальные параграфы, для хрущевской эпохи вводится и специальное понятие «революция благосостояния», которое иллюстрируется наиболее яркими примерами. Авторы не лакируют тогдашнюю действительность, учебник упоминает и о товарном дефиците, и о событиях в Новочеркасске в июне 1962 г. Но при этом подчеркиваются важнейшие позитивные перемены в советском обществе, ощущавшиеся и на бытовом уровне: рост зарплат, пенсионное обеспечение, массовое строительство бесплатного жилья, изменение структуры питания, широкие возможности заниматься туризмом и спортом. Одновременно авторы доходчиво объясняют и причины недовольства советских граждан собственным бытом, несмотря на очевидно позитивные в нем перемены: «…обеспечение высококачественными и «модными» товарами повседневного спроса отставало от растущих запросов населения.

Экономическая катастрофа

Последствия социальной апатии, зримо проявившиеся уже вскоре, изложены в учебнике местами достаточно жестко. Вместо прежних славословий переменам второй половины 1980-х гг. авторы делают четкий акцент на том, что «политика перестройки, начатая Горбачевым, отличалась непоследовательностью и в итоге привела к распаду СССР». Предметно объясняется, почему так случилось. «Архитектор перестройки» не располагал никаким четким планом действий. В итоге даже массовая поддержка населением курса нового руководства страны и невиданная ранее открытость власти в реальности обернулись тем, что уже «первый этап преобразований М. Горбачева, несмотря на высокий кредит доверия населения, отличался непродуманностью и непоследовательностью». Реальная же перестройка, начало которой авторы справедливо относят к лету 1987 г., оказалась кратким и скорбным путем к крупнейшей геополитической катастрофе ХХ в.

Контузия реформами

В учебнике подробно и предметно доказывается, как и почему менялись настроения широких слоев российских граждан. Распад великой страны, резкое социальное расслоение, отсутствие общественного идеала стало тяжелым испытанием для людей. «Открытие Запада» сопровождалось хлынувшим в страну потоком низкопробных культурных подделок, общим падением нравов и ростом преступности. Затраты на научные исследования уменьшились почти в 15 раз. Многие научные институты прекратили свое существование. Количество занятых в научной сфере сократилось в 2 раза, в том числе за счет выезда квалифицированных специалистов за рубеж. Многие ученые вынужденно уходили в торговлю, сферу услуг и другие сферы.

Крым, пандемия, СВО

К изложению российской истории в XXI в. авторы подходят особо тщательно, стараясь осветить и совсем недавние события, состоявшиеся уже на глазах у нынешних старшеклассников, не исключая, к примеру, только недавно закончившейся пандемии коронавируса. Нашли объективное отражение в книге и возвращение Крыма в родную гавань в 2014 г., и другие значимые процессы, обусловившие расширение территории страны.

Есть в новой книге и отдельный большой параграф под номером 37 о России сегодня и Специальной военной операции. В нем отражены и предыстория СВО, и причины возрождения нацизма на Украине, и трагическая ситуация Донбасса начиная с 2014 г. События СВО, начиная с 24 февраля 2022 г., излагаются по-особому, предельно доходчиво и с учетом того, что они активно продолжаются. В конце параграфа есть особый пункт «Россия — страна героев», где упомянуты подвиги восемнадцати особо отличившихся бойцов и командиров. Приведем один из таких рассказов о героях.

Итак, первый опыт создания единых учебников истории в XXI в. обрел реальные очертания. Теперь оценить новые издания предстоит школьникам и их педагогам. Учебная книга для 11-го класса будет постоянно дорабатываться, дополняясь важнейшими событиями текущего момента. Многое ведь еще впереди. По словам Владимира Мединского, «День Победы в СВО мы обозначим, не сомневайтесь».

Дорогие друзья, статья в журнале «Родина» № 8  дает возможность познакомиться с тем, что изменилось в новом учебнике истории России для выпускного класса, охватывающем важнейший период отечественного прошлого после Победы в Великой Отечественной войне до настоящего времени.

По страницам журнала Л.Человская, гл. библиограф

Яндекс.Метрика