Пелевин, Виктор iPhuck 10:роман/Виктор Пелевин.М.: Эксмо, 2023.-416с.
Писатель Виктор Пелевин – культовый писатель-постмодернист, лауреат многих литературных премий.
«iPhuck 10» – один из самых нашумевших и спорных романов. Это произведение принесло автору литературную премию Андрея Белого в категории «проза». Ее вручают за «эстетическое новаторство в реальном литературном процессе».
Время действия романа – вторая половина XXI века. Главный герой – искусственный разум Порфирий Петрович. Он запрограммирован расследовать преступления и писать о них романы.
Искусствовед Мара взяла Порфирия в аренду для своих исследований и неожиданно в него влюбилась. Так начинается детективное действие в странной атмосфере антиутопии. Как всегда у Пелевина, события играют второстепенную роль. На первый план выходят философские размышления на темы искусственного интеллекта, этичности секса, проблем гендера и современного искусства.
Читаешь книгу и поражаешься полету мысли автора, его изящным словесным конструкциям, игре слов, образов и понятий. Это литературное изящество писатель щедро сдабривает пошлостью, похотью, мерзостью. Тот образ будущего, который рисует автор, лишен привлекательности и даже пугает. Но понимаешь, что вероятность его наступления очень велика.
Повествование идет линейно, периодически отвлекаясь на литературные вставки, которые Порфирий Петрович называет «uber». В романе затрагиваются многие темы, начиная от современного искусства и заканчивая острой социальной сатирой на толерантность и сексуальные предпочтения героев. Глубоко затрагивается борьба человеческого разума с искусственным интеллектом, возможность возникновения чувств между ними.
Автор объемно прописывает не только главных персонажей, но и вторичных действующих лиц: пьяного сотрудника Е-банка, Борца в красных труселях, современных «говнюков» и конечно же описание главной иконы «Линкольна Снуп Мазафака (Соул Резник)».
В книге несколько затянутое и от того занудное повествование автором о гендерно- компьютерном восприятии мира и о его философских проблемах, а также описание «уберов».
Из чего следует сделать вывод: книга многослойная, таящая в себе разные точки восприятия и описывающее (вероятно) ближайшее будущее.
Цитаты из книги:
- С добром и злом тоже начались проблемы — от имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием официально записывались во зло.
- Сложно петь о революции, когда за углом ее на полном серьезе готовит ЦРУ или МГБ.
- Я вижу искусство как некое поле событий, на одном полюсе которого — весёлые заговоры безбашенной молодёжи с целью развести серьёзный мир на хаха, охохо или немного денег, а на другом — бизнес-проекты профессиональных промывателей мозгов, пытающихся эмитировать новые инвестиционные инструменты.
- Жить ой. Но да.
- Эх, знали бы бесстрашные молодые оторвы, ужасающие своими подвигами сеть, что активизм во все эпохи разный, а вот старость, иконы и коты — одинаковые во все времена…
- Люди — это специфический класс мелких бесов, питающихся чужой болью.
Л.И. Жаркова, ведущая рубрики