Рубрики
Архивы


Пелевин, Виктор iPhuck 10:роман/Виктор Пелевин.М.: Эксмо, 2023.-416с.

Писатель Виктор Пелевин – культовый  писатель-постмодернист,    лауреат многих литературных премий.

«iPhuck 10» – один из самых нашумевших и спорных романов. Это произведение принесло автору литературную премию Андрея Белого в категории «проза». Ее вручают за «эстетическое новаторство в реальном литературном процессе».

Время действия романа – вторая половина XXI века. Главный герой – искусственный разум Порфирий Петрович. Он запрограммирован расследовать преступления и писать о них романы.

Искусствовед Мара взяла Порфирия в аренду для своих исследований и неожиданно в него влюбилась. Так начинается детективное действие в странной атмосфере антиутопии. Как всегда у Пелевина, события играют второстепенную роль. На первый план выходят философские размышления на темы искусственного интеллекта, этичности секса, проблем гендера и современного искусства.

Читаешь книгу и поражаешься полету мысли автора, его изящным словесным конструкциям, игре слов, образов и понятий. Это литературное изящество писатель щедро сдабривает пошлостью, похотью, мерзостью.   Тот образ будущего, который рисует автор, лишен привлекательности и даже пугает. Но понимаешь, что вероятность его наступления очень велика.

Повествование идет линейно, периодически отвлекаясь на литературные вставки, которые Порфирий Петрович называет «uber». В романе затрагиваются многие темы, начиная от современного искусства и заканчивая острой социальной сатирой на толерантность и сексуальные предпочтения героев. Глубоко затрагивается борьба человеческого разума с искусственным интеллектом, возможность возникновения чувств между ними.

Автор объемно прописывает не только главных персонажей, но и вторичных действующих лиц: пьяного сотрудника Е-банка, Борца в красных труселях, современных «говнюков» и конечно же описание главной иконы «Линкольна Снуп Мазафака (Соул Резник)».

В книге несколько затянутое и от того занудное повествование автором о гендерно- компьютерном восприятии мира и о его философских проблемах, а также описание «уберов».

Из чего следует сделать вывод: книга многослойная, таящая в себе разные точки восприятия и описывающее (вероятно) ближайшее будущее.

Цитаты из книги:

  1. С добром и злом тоже начались проблемы — от имени добра стали говорить такие хари, что люди сами с удовольствием официально записывались во зло.
  2. Сложно петь о революции, когда за углом ее на полном серьезе готовит ЦРУ или МГБ.
  3. Я вижу искусство как некое поле событий, на одном полюсе которого — весёлые заговоры безбашенной молодёжи с целью развести серьёзный мир на хаха, охохо или немного денег, а на другом — бизнес-проекты профессиональных промывателей мозгов, пытающихся эмитировать новые инвестиционные инструменты.
  4. Жить ой. Но да.
  5. Эх, знали бы бесстрашные молодые оторвы, ужасающие своими подвигами сеть, что активизм во все эпохи разный, а вот старость, иконы и коты — одинаковые во все времена…
  6. Люди — это специфический класс мелких бесов, питающихся чужой болью.

Л.И. Жаркова, ведущая рубрики