Сальников А.Б. «Петровы в гриппе и вокруг него»/ Алексей Сальников.- М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной , 2018.-411с.
Это самый известный роман Алексея Сальникова.
До недавнего времени Алексей Сальников был знаком в основном любителям уральской поэзии, но несколько лет назад в журнале «Волга» появился его первый роман «Отдел» — о рабочих буднях сотрудника необычной силовой организации, размещающейся в заброшенной котельной. И год спустя в той же «Волге» были опубликованы «Петровы в гриппе и вокруг него». Книга принесла автору сразу две престижные литературные премии: «НОС» и «Национальный бестселлер».
Жанр произведения не поддается определению. Это смесь фэнтези, магического реализма, социального романа и даже поэзии. Все это сдобрено образным языком и аллюзиями. По сюжету накануне Нового года ничем не примечательная екатеринбургская семья заболевает гриппом. В болезненном состоянии герои продолжают ездить в троллейбусе на работу, посещают детскую елку, устраивают посиделки на кухне с душевными разговорами. Реальность же постепенно размывается, обнажая мистическую изнанку мира.
Сюжет книги: муж-автослесарь, жена-библиотекарь и троечник-сын. Место действия — Екатеринбург. Петров гриппует, бог знает где,пьет и вспоминает прошлое, Петрова гриппует и выходит на больничный, Петров-младший гриппует, но идет на елку в местный ТЮЗ в костюме ежика. Все это, казалось бы, довольно скучно, однако выясняется, что тихие Петровы не так уж и просты. Автослесарь, к примеру, часами рисует комиксы про полицию будущего, боевых роботов и космических пришельцев, — и это далеко не самое странное, что происходит в его жизни. У Петровой кроме гриппа есть и другое заболевание — хроническое, которое она умело скрывает от мужа и полиции. Да и сыну кроме копилки в жестяной коробочке из-под куркумы тоже, кажется, есть, что держать в секрете. И жизнь Петровых то и дело, одним или другим боком, соприкасается с какими-то тонкими мирами, проваливается в иную реальность и возвращается на круги своя. Общее гриппозное состояние с температурой и плавающим сознанием этому только способствует.
Впрочем, болеют у Сальникова не только Петровы. Болеет весь город: очередная эпидемия гриппа. И со временем все разрозненные линии романа сплетаются между собой так тесно, что герои, на первый взгляд не имеющие друг к другу отношения, начинают толкаться локтями. По всему тексту буквально с первых страниц рассыпаны маячки, позволяющие в дальнейшем понять ту или иную смысловую петлю.
Пока Петровы по очереди нагреваются, остывают и туда-сюда перемещаются, Сальников обстоятельно комментирует то, что их окружает. Если кто-нибудь ищет в аптечке аспирин, нам на ладони покажут все, что лежит в этой аптечке с незапамятных времен. Пока Петров возвращается домой с ночной вечеринки, мы в деталях разглядываем екатеринбургские улицы, трамваи, подземку, ларьки и подъезды. Слушаем, что говорят врачи, пассажиры метро, аптекарши, контролерши и местные сумасшедшие. Сальников комментирует все эти знакомые вещи как-то совсем не затерто, местами очень весело, нагоняя вместо тоски что-то вроде насмешливой нежности.
И когда этот будничный мир, в который ты уже погружен, внезапно начинает заедать и смещаться, эффект получается ощутимый. По ходу чтения отношение к роману меняется несколько раз: в текст, начинающийся как вязкое и слегка абсурдное приключение пьяного простуженного автослесаря, один за другим прокрадываются элементы триллера и детективная интрига, а в конце концов все это незаметно превращается в некую даже притчу с отсылками к античной мифологии и не только.
И, кстати, кроме всего прочего «Петровы в гриппе и вокруг него» — еще и пусть очень странная, но новогодняя история. С чередой детских елок, Дедом Морозом, Снегурочкой и своеобразной праздничной атмосферой.
Так что для предновогодней эпидемии гриппа — самое подходящее чтение.
На наш взгляд, «Петровы в гриппе и вокруг него» — роман не о семье, а о человеке и сущностях внутри и вокруг него. О беспомощности, о подавленных амбициях и в целом — о довольно надломленном и разбитом типе личности. В какой-то степени неуклюжем и будто нарочно исковерканным.
Л.И.Жарикова, ведущая рубрики «На книжной полке»