Рубрики
Архивы


Неизвестный художник. Портрет А.С. Пушкина в летнем варианте шляпы «боливар». 1831 год. Cотрудники Всероссийского музея А.С. Пушкина доказали, что на портрете поэт, но есть версия, что это художник И.К. Айвазовский.

В год 225-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина коллекция статей журнала «Родина», посвящённая великому русскому поэту, пополнилась новыми документами. Поэт был светским человеком, часто посещал высшее общество, ездил на балы и обеды, совершал прогулки, поэтому важную роль в его жизни играла одежда. Мода и Александр Сергеевич Пушкин — два совершенно близких слова. Сам Александр Сергеевич уделял огромное значение костюму, даже слово «мода» в его произведениях употреблено 84 раза! Важной частью познавательного процесса является расширение кругозора наших читателей, в том числе в направлении русской национальной культуры и поэзии, поскольку сама эпоха Пушкина дает большую фантазию для творчества. Александр Пушкин, поэт и щеголь, представил на страницах «Евгения Онегина» пеструю картину русской моды 1820-х годов. В статье кандидата искусствоведения Ольги Хорошиловой мы узнаем, что носили в столице и провинции, чем денди отличались от романтиков, а москвички от помещиц, почему герои «Евгения Онегина» неукоснительно следовали прихотливой моде пушкинской эпохи.

Dandy Онегин: «тройка», стрижка и часы с брегетом

Евгений, «молодой повеса», едет из опостылевшего Санкт-Петербурга в деревню проститься с умирающим дядюшкой. Пока он «летит в пыли на почтовых», Пушкин знакомит нас с его прошлым и красивой изнеженной столичной жизнью. Онегин  —  истинный модник и dandy. Пушкин использует именно это английское слово, дав русский перевод в примечаниях. Dandy —   франт, но с особым английским апломбом. Чтобы им стать, молодому человеку следовало одеваться с небрежным изяществом, запаздывать за журнальной модой, не носить нарочито новых вещей, отличаться необычными или странными деталями (например, очень высокими воротниками или пестрыми галстуками), презирать толпу, иметь скучающий вид и под маской учтивости скрывать нахальство. Онегин кажется, первый dandy в русской литературе.

Гардеробу своего героя Пушкин посвящает не одну строфу, иронизируя над тем, что русских названий для этих вещей не существует, все они —   заимствования из французского и английского языков.

Прогулки занимают значительное место в дневном расписании Евгения. Он много и с удовольствием гуляет по «бульвару», то есть вдоль Невского проспекта, тогда еще обсаженного липами. Это настоящий центр столичной моды. По точному замечанию современника, по Невскому «ходят даже те, кто вовсе не ходит». Здесь узнают последние новости и сплетни, заводят приятные знакомства, хвастаются обновками.

Он тянет время на бульваре, «пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед». Брегет (Бреге) —  фамилия известного парижского мастера, владельца одноименной компании. Он создавал дивные карманные часы, и никогда не производил двух одинаковых экземпляров. Некоторые были снабжены репетиром, особым сложным механизмом, который, при нажатии на пружинку, отзванивал нужное время. Репетир онегинского брегета сообщал своему хозяину время изысканного обеда.

Если часы  — это скорее дань традициям и светской моде, то другой любимый аксессуар Онегина, лорнет, — признак дендизма. Лишь истинный франт, которым Евгений, безусловно, был, владел сложным искусством «лорнирования», то есть разглядывания окружающих через лорнет. Это следовало делать непринужденно, украдкой, с выражением скуки и безразличия на лице, но при этом так, чтобы ввести объект внимания в краску. Этому учились годами. Это умел Евгений. Придя в театр, он направлял свой взгляд «на ложи незнакомых дам». Но его лорнет часто оставался «разочарованным» и дамами, и танцовщицами на сцене. Все они ему уже опостылели, ничто не вызывало любопытства. Оставив мишуру столичного мира, Евгений перебрался в деревню. Там он подружился с Ленским, но лишь от скуки, «от делать нечего».

Романтик Ленский: черный сюртук и кудри до плеч

Он  — антипод Онегина. Юный, доверчивый, наивный, простодушный. Владимир увлекается немецкой философией и без ума от поэзии. В отличие от Евгения, он получил образование в «Германии туманной», откуда привез «вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный». Он верит в священную дружбу и вечную любовь. Ленский —   истинный романтик. Пушкин почти ничего не сообщает о его костюмах. Но упоминает важную деталь  —  «кудри черные до плеч». Это один из главных признаков романтического стиля, который в 1820-е годы обрел в России почитателей среди восторженных хорошо образованных молодых людей. В какой-то степени Ленский  — их собирательный образ.

Тесным воротничкам сорочек они предпочитали свободные расстегнутые воротники, приоткрывавшие шею  — их называли «байрон» и «шелли» в честь поэтов, введших их в моду. Вместо скучных белых галстуков и вздорных пестрых косынок-фуляров романтики носили черные галстуки, оттеняя ими бледность своих лиц. Считая короткую стрижку (которую носит Онегин), скучной, городской и вульгарной, они отращивали волосы, которые были не только признаком вольнодумия, но и роднили их со средневековыми трубадурами и юными аристократами эпохи Возрождения.

Если денди, подобные Онегину, окружают себя прелестными вещицами и аксессуарами, то романтики вроде Ленского абсолютно равнодушны к украшениям. Они носят лишь один или несколько перстней и кулон с волосами любимой дамы. Часы им нужны вовсе не для того, чтобы узнавать обеденное время, а дабы не забывать о приближении смерти. Век истинного романтика короток. Истинный романтик Ленский погибает от пули Онегина на дуэли.

Модница Татьяна: пестрая шаль и воротник а ля Медичи

Во второй главе Евгений знакомится с Татьяной. Она живет со своей семьей в поместье. Ларины ведут тихий неспешный образ жизни русских бар и хранят «привычки милой старины» —  два раза в год говеют, пекут блины, готовят квас. Мать Татьяны, подобно русским барыням, держит и мужа, и хозяйство в крепком кулаке, ведет расходы, бреет лбы, солит на зиму грибы. Уклад быта, устройство поместья, интерьеры покоев, интересы и темы разговоров  —   все совершенно провинциальное. И даже старшей дочери Ларины дали не модное столичное, а провинциальное крестьянское имя  —  Татьяна.

Она носит длинные закрытые платья из муслина и плотного шелка с чуть завышенной талией и небольшими фонариками в верхней части рукавов. Думает Татьяна вовсе не о модах, шалях и шляпах, а о любви. Она признается в своих чувствах Онегину, но они остаются безответными. И предприимчивая мать решает отвезти дочь на «ярмарку невест» — в Москву. Там ей находят подходящую пару  — «важного генерала». Татьяна становится супругой и княгиней. Исчезают ее прежние стеснительность, бледность, юношеская неловкость. Она преображается, становится похожей на царицу – «нетороплива, не холодна, не говорлива».

Помещичий шик: шлафор и картуз с козырьком

На страницах романа в стихах Пушкин дает ироничные и точные характеристики костюмам и внешности провинциалов. В «Евгении Онегине» Пушкин, как бы полушутя, между делом, представил три мира моды  — столичный, в котором задают тон денди, провинциально-московский (мир Ленского и Татьяны) и помещичий, в котором здравый смысл соседствует с мещанскими чудачествами и народным стилем.

Дорогие друзья, предлагаем прикоснуться к наследию А.С. Пушкина, погрузиться в мир  литературных героев и сказочных персонажей  в год 225-летия великого русского поэта, когда поддержка и продвижение  его приобретает еще большую значимость.

Подробно в журнале «Родина», № 6, 2024

Обзор статьи Л. Человская, гл. библиограф

Оцени наши услуги

Яндекс.Метрика