Рубрики
Архивы


В течение всего года мы со своими читателями вновь и вновь обращались к творчеству кубанского поэта Ивана Вараввы. Его поэтическое наследие богато разнообразием образов, тем, жанров, художественных форм. И лирические стихи, и героические баллады написаны ярко, глубоко трогают душу. Очень много сделала для сохранения литературной славы казака и поэта Ивана Вараввы Краснодарская краевая юношеская библиотека, названная его именем. Кроме литературного фестиваля, посвящённого 95-летию со дня рождения поэта и насыщенного многочисленными конкурсами,  ККЮБ подготовила и издала три новые брошюры, посвящённые творчеству кубанского кобзаря: «Художественный образ степи в поэзии Ивана Вараввы», «Вспомнить старые словесы» (казацкие и балканские веды в творчестве И.Ф. Вараввы) и «И всё казачье войско пополам на красный цвет и белый раздвоилось» (тема Гражданской войны и судьба казачества в творчестве И.Ф. Вараввы). Темы достаточно актуальны, так как литературоведческих работ, исследующих творчество поэта, крайне мало.

Лешукова Валентина в своей работе «Художественный образ степи в поэзии Ивана Вараввы» отмечает, что Варавва воспевает кубанскую степь во всей её красе и величии. Природа степи у поэта подобна человеку: она пробуждается и преображается, живёт воспоминаниями и умирает в муках. Описания степи в произведениях Вараввы красочны и объёмны.  Так, в стихотворении «Степь» создана картина былинного, беспредельного раздолья. Степь в поэзии Вараввы не молчит, она звенит спелым колосом, поёт голосами «звонкой речки», птицы «иволги» и – прекрасными стихами автора, которого взрастила и вскормила своим хлебом. Знакомясь с исследованием автора, читатель много нового откроет для себя и из области казачьих традиций и поверий. «Собираясь в поход, казак брал с собой веточку полыни. По поверью, она оберегала его от встречи с дикими зверями и от других напастей, а терпкий запах полыни напоминал казаку о семье, о далёкой родине и её степных просторах». А вот ковыль был не оберегом, а напротив – символом беды.

Сотрудник этой же библиотеки Татьяна Штейник исследовала тему Гражданской войны и казачества в творчестве И.Ф.Вараввы, назвав свою работу «И всё казачье войско пополам на красный цвет и белый раздвоилось». Темы Мира и Войны: созидательной жизни человека на земле – и героической защиты её от посягательств разрушительных сил всегда были важны для поэта. В творчестве Ивана Вараввы можно найти немало горьких строчек о том, как братоубийственная война разделила доблестное казачье войско («Над бороздой», «Ветряки», «Сказ о Ледяном походе», «Душа атамана», «Казацкая дума»). А стихи сборника «Всадники вьюги» производят на читателя ошеломляющее  впечатление.  «И толком не знает святая Кубань, ‒ Кто были враги, кто герои… По улице Графской идёт атаман, Со своей головой под рукою». Читая литературное исследование стихов поэта, понимаешь, как хорошо изучил Варавва родную историю тех лет. Здесь и страшные события штурма Перекопа, и исход белых в январе 1920 года в Новороссийске, и депортация казачества, и трагизм проживания казаков на чужбине. В стихотворении «Чёрный ворон» автор рассказывает о каневском казаке-эмигранте, у которого пропала надежда вернуться на родную сторонку. Неизжитой трагедией считал поэт Иван Варавва раскол казачества в период Гражданской войны.

Солдатенко Ольгу заинтересовала тема казацких и балканских вед в творчестве И.Ф.Вараввы. В своей работе «Вспомнить старые словесы…» она отмечает близость художественных произведений из цикла «Казацкие веды» фольклору кубанских казаков и славянским сказаниям.

Все эти три работы рассчитаны на специалистов библиотек, преподавателей и широкий круг читателей, интересующихся творчеством Ивана Вараввы. Подарены они и нашей библиотеке, после соответствующей обработки книги появятся в фонде, и будут ждать своих читателей.

Тимошина Т.И., главный библиограф

Яндекс.Метрика