Евгений Гришковец | МБУК МЦБ Каневского района

Евгений Гришковец

Евгений Гришковец 

Евгений Валерьевич Гришковец родился 17 февраля 1967 года в городе Кемерово. Школу закончил в 1984 году. Закончил Кемеровский государственный университет, филологический факультет. Некоторое время жил в Германии .  В 1990 году организовал в России  независимый театр «Ложа», в котором за 7 лет было поставлено 10 спектаклей.

В Москве состоялась премьера его спектакля «Как я съел собаку», за который в 1999 году был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Новация» и «Приз критиков». В этом же году   удостоен премии “Антибукер” за наброски к пьесам “Зима” и “Записки русского путешественника”. Евгений Гришковец – участник международных театральных фестивалей  (Авиньон, Вена, Париж, Брюссель, Цюрих, Мюнхен, Берлин).  В декабре 2000 г. он стал лауреатом Национальной премии “Триумф”.  На фестивале радиоспектаклей в Вене германская постановка пьесы “Как я съел собаку” взяла три первых премии: лучшая пьеса; лучший исполнитель; лучший перевод. На немецкий, пьесу перевел Штефан Шмидтке. В начале 2001 года выпущена книга “Город”, в которую вошли пять написанных на тот момент пьес Евгения Гришковца. В ноябре, на фестивале NET состоялся премьерный показ спектакля “Дредноуты”. В декабре вышел спектакль “Планета”. В 2003 выпущен в виде аудиокниги спектакль «Как я съел собаку» и состоялась премьера спектакля «Осада» в Москве.В мае 2004 на Венском фестивале представлен спектакль «Дядя Отто болен». В 2005 поставлен спектакль «ПоПо».   В 2009 году в соавторстве с Анной Матисон вышла пьеса «Дом».  Записанные музыкальные альбомы с группой «Бигуди» ( «Сейчас» 2003г., «Петь» 2004г., «Иначе» 2006г., «Секунда» 2006г.) Лучшие книги Е.Гришковца: «Рубашка» 2004 г., «Реки» 2005 г., «Планка» 2006 г., «Следы на мне» 2007 г., «Асфальт» 2008 г.)

Читая книги Гришковца, очень легко почувствовать себя автором, человеком, с которым произошло почти то же самое, что и с его героями. Гришковец рассказывает о людях, сыгравших важную роль в его жизни. Какие-то истории, какие-то события – ничего экзотического.Впечатления и переживания, которые много важнее событий. И внимание обращается уже не к героям, а к своей собственной жизни. К себе.

Гришковец Е. Следы на мне.-М.: Махаон,2008.

Аннотация автора:

“Я ощущаю эту книгу не как сборник отдельных рассказов, а как цельную, хоть и короткую, повесть. Совсем недавно я понял простую вещь… Когда я читаю про чье-то детство или про чью-то юность… Или когда вспоминаю или пишу про свои детство и юность, я всегда чувствую тревогу и грусть безвозвратного. В детстве и юности нет этой тревоги. Юность для юного человека бесконечна, и оценить ее невозможно. А если я вспоминаю юность, значит, я уже понял себя взрослым и оценил то, что закончилось. И значит, то, что я вспоминаю, – это не мемуары. Это то, что во мне осталось неизменным… Имена, события, факты и географические названия реальны. Все остальное – литература…” (Евгений Гришковец)”

Гришковец Е. «Дредноуты».-М.:Махаон, 2003

Книга “Дредноуты” о самых больших военных кораблях, о событиях Первой мировой, о грандиозной Ютландской битве.

Евгений Гришковец рассказывает историю битвы, как мальчик излагает друзьям увлекательную сказку о больших кораблях и морских боях. Гришковец дробит большую историю на крошечные осколки человеческих судеб.

На самом деле те вещи, о которых пишет Гришковец, – некоторые диковинные примеры соблюдения правил чести, воинской доблести, мужества и даже самоотверженности – сейчас неоднозначно воспринимается не только женщинами, но и современными мужчинами. И вовсе не потому, что все эти качества им не присущи, просто не востребованы.

Гришковец Е. Асфальт.-М.:Махаон, 2008

«Асфальт» написан в духе автора – легкий слог, житейские наблюдения, интересные ситуации, все диалоги и рассуждения прекрасно подходят для инсценировки.

Гришковец описывает три сюжетные линии, три своеобразных «круга». Первый – ситуация с подругой главного героя, которая покончила жизнь самоубийством. Миша пытается узнать, что произошло на самом деле, и из-за чего молодая девушка могла захотеть уйти из жизни. Второй – ближайшее окружение героя, его друзья. Описание этого аспекта Мишиной жизни занимает не один десяток страниц: это и встречи в кафе-ресторанах, и разговоры о женщинах, и занятия в спортзале. Третий – работа, связанные с ней суета, неудачи и победы. Символичен род деятельности героя: он руководит фирмой, специализирующейся на изготовлении дорожных знаков.

Дорожный знак – результат работы всей цивилизации, он никогда не портит окружающий пейзаж, прост и понятен, в некоторых случаях даже эмоционален. О подобном отношении героя к результатам своего труда мы узнаем из шутливого монолога, произнесенного на дружеских посиделках. С аналогичной точки зрения Миша составляет и мнение о людях, четко определяя полезность каждого: к примеру, внезапно ушедшая из жизни Юля нужна была, чтобы выслушать и пожалеть, кто-то – чтобы помочь на работе, кто-то – чтобы обустроить быт. Приятнее всего для героя люди, умеющие «правильно себя вести»: вовремя пришедшие на встречу, говорящие четко по делу, не отнимая лишнего времени.

Осуждает ли Гришковец подобный подход, сказать сложно. Создается ощущение, что он во многом солидарен с Мишей, потому и наделяет всех героев простым, понятным, в чем-то даже примитивным внутренним миром, делая их похожими на фигурки человечков с дорожных знаков. «Асфальт – это жизнь, та, о которой, собственно, вся книга Гришковца. Дорога, по которой все мы идем. В разных ботинках, в разном темпе, разной походкой,… но – по одной дороге. И оставляем на ней следы. Непохожие друг на друга. Нет на ней одинаковых!»

Писатель Гришковец близок к жизни, такой, какая она есть, не выдумывая сверх оригинального. Наверное, потому и привлекает читателя.

Ведущая рубрики: Людмила Жарикова