Архивы


«Я не Иван, не помнящий родства…». Это строки одного из материалов недавно вышедшего в свет третьего номера журнала «Родная Кубань». Каждая его страница взывает к душам читателей: «Помните историю своего рода, историю страны, чтите память своих предков!». Об этом говорят даже названия статей номера – «Мой прадед» (Н.Титовский), «Ищите свои корни» (О.Варшавская), «Моё кровное родство» (В.Кравченко). Их авторы рассказывают о своих родителях, о военных письмах-треугольничках, о голоде и расстрелах, о  движении одногектарников, о котором мало кто знает. Ведь это не только воспоминания об их семьях, это общая наша история.

Об этом говорит и редактор журнала Виктор Иванович Лихоносов. «Предполагалось по замыслу, что весь год будет пронизан мотивами родных преданий, особым почтением к достославным именам и событиям, глубоким вниманием к сохранению исторического наследия». И тут же задаёт вопрос нам, каневчанам: «А где в станице Каневской памятные досточки, знаки о знаменитом роде Бурсаков?» (Будущий атаман Черноморского Казачьего войска Бурсак Федор Яковлевич владел  хутором Бурсаки возле ст. Каневской). От кого же зависит, чтобы эта и не только эта памятная доска появилась? Наверное, от каждого из нас, от тех, кто любит свою землю и всё, что с ней связано.

Казалось бы, мы давно уже знаем о хлебе всё – и о его необыкновенной важности и даже святости для русского человека, и знаем пословицы и поговорки, связанные с хлебом. Но автор Н.Бондарь в своей статье «Хлеб: пища и символ» сумел рассказать столько нового о хлебе, как о символе в восточнославянской культуре, что читается материал на одном дыхании. Высшая статусность хлеба подчёркивалась тем, что любое действие с хлебом, над хлебом (сев, уборка, замешивание теста, выпечка) сопровождались молитвой «Отче наш» или «Богородица-Дева, радуйся», крестным знамением. Основные действия совершались старшими. Например, выпечкой хлеба занимались свекровь, мать. Хлеб всегда резал отец. Воспитательное значение при этом имело поведение старших. «Хлиб батько тико ризав. Як тоди бэрыжно относылысь до хлиба! Батько отризав по куску хлиба, всим дасть и крошечкы собырэ. Нэ дай Бог,  хлиб упустыв (на пол), тикэ мац по затылку, ужэ получив за это дело». Одни запреты адресовались детям. Нельзя было использовать хлеб в качестве игрушки. Запрещалось бегать, шуметь во время приготовления хлеба. Другие запреты касались взрослых. Например, когда режешь булку, её нельзя переворачивать – жизнь перевернёшь. Запрет печь хлеб в пятницу связан со страданиями Христа. Хлеб использовали даже при лечении детей. «Когда пекут хлеб, первым надо было сделать маленький калачик, его первым посадить в печь, первым вынуть. Этим хлебом выкатывали переполох».

Для тех, кто не первый раз берёт в руки журнал «Родная Кубань», уже известен автор Фёдор Кубанский, в 3-ем номере печатается продолжение его романа «Орлы земли кубанской». Действие происходит перед Октябрьской революцией, казаки воюют на всех фронтах, а в станицах остро чувствуется недостаток мужских рабочих рук. В армию уже проникла революционная пропаганда, раздавались требования о прекращении войны и отправке домой. Казачьи части эта пропаганда мало волновала и не действовала на них.

Интересен и небольшой по объёму материал об Анне Васильевне Климовой из Пашковской, которая  организовала у себя в доме музей истории пашковского казачества, его обычаев и быта. В нём есть и раритетные книги, макитры, одежда, прялки и другие экспонаты. Хозяйка этого дома-музея, бывший учитель начальных классов, хорошо понимает, как важно сохранить эту память о прошлом и не прервать связь поколений.

Журнал можно почитать в Отделе периодики межпоселенческой центральной библиотеки Каневского района.

 Тимошина Т.И., зав. сектором краеведческой библиографии Каневской МЦБ.