ЗАХАР ПРИЛЕПИН | МБУК МЦБ Каневского района

ЗАХАР ПРИЛЕПИН

ЗАХАР ПРИЛЕПИН  –  МОЛОДОЙ   И УСПЕШНЫЙ  ПРОЗАИК.

Родился:  7 июля 1975 года

Место проживания: Россия, Нижний Новгород

Закончил: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, филологический факультет.

Школа публичной политики.

Журналист.  Публикуется с 2003 г.

 

 

 Книги:

1. «Патологии», роман (2005).
2. «Санькя», роман (2006).
3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007).
4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008).
5. «Я пришёл из России», эссе (2008).
6. «Это касается лично меня», эссе (2009).
7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010).
8. «Чёрная обезьяна”, роман (2011).
9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011).

                                                         

                      Финалист премий

2005: «Национальный бестселлер» (роман «Патологии»)

2005: «Борис Соколофф-приз» (роман «Патологии»)

2006: «Русский Букер» (роман «Санькя»)

2006: «Национальный бестселлер» (роман «Санькя»)

2006: диплом премии «Эврика» (роман «Санькя»)

2007: им. Ю.Казакова — за лучший рассказ года (рассказ «Грех»)

2009: им. И.А. Бунина – за книгу публицистики “Terra Tartarara: Это касается лично меня”

2012: «Большая книга» (роман «Черная обезьяна»)

Захар Прилепин — первый из современных авторов, подвергнувший пересмотру традиционный вопрос о роли писателя. По Прилепину, писатель — не литературный работник, не пророк, не духовный авторитет, а тот, кто выстраивает свою литературную биографию так, что за этим процессом становится интересно следить.

Набирая известность, Прилепин сменил несколько писательских масок: бывший омоновец, бывший нацболовец, исследователь жизни и творчества Леонида Леонова, журналист и критик.

Многим Захар Прилепин   не совсем близок  по нраву, таланту и способу жизни – ни читательски, ни политически. Зато есть ощущение, что Прилепин движется в сторону понимающего вмещения в свои тексты многих и многих типов людей, что для писателя   главное.

Прилепин,  З.  Восьмерка : маленькие повести   / Захар Прилепин . – М. : Астрель, 2012. -348 с.

Новая книга Захара Прилепина «Восьмёрка» – сборник маленьких повестей. «Восьмерка» – потому, что повестей в книге восемь (жанрово, да и по объему – таковых, пожалуй, две, остальные – новеллы).  Его рассказы по энергоёмкости такие же, как и монолитные романы.  О чём же написан роман в рассказах «Восьмёрка»?

В первом рассказе «Витек» связь с  романом «Санькя» пронизывает собою всё, это можно назвать есенинской неизбывной тоской по правильной, деревенской жизни. Герой, семилетний мальчишка, живущий на окраине мира лесов,   когда-то воспетой всеми «деревенскими» писателями, но теперь видной только пассажирам проезжающих поездов.  Этот вырожденный мир деревень и посёлков, вдоль железных дорог – тот самый, в котором  одни бабки с внуками,   а школа за десять вёрст и недоступна. Однако они завтракают, и ужинают «по Москве», утром поезд мимо по высоченной насыпи, вечером поезд.

Но, высокая Москва заполыхала беспорядками, обесточилась и выгрузила своих беженцев с красивыми чемоданами на колёсиках прямо в деревню, а вместо беженцев загрузила в тот же поезд весь срочный состав воинской части, с автоматами.

Герои   повести  «Восьмерка»— молодые омоновцы конца 1990-х.

Про профессию эту Прилепин знает всё, только вот таких симпатичных, как герой «Восьмёрки», омоновцев трудно встретить в быту.

Этот человек ничего не боится и не терпит ни малейшего унижения, поэтому может с тремя крепкими, как железо друзьями, бойцами, в свободное от дежурства и патрулирования время,  взять и очистить родной город от бандитской сволочи.   Чтобы остаться людьми, мало воевать до последнего, надо быть героями повести Прилепина – он их спасает от тюрьмы и безумия элегантным поворотом судьбы. Иначе герои «Восьмёрки» превратились бы в никчёмных чёрных обезьян, если вспомнить предпоследний роман.

Ещё острее вопрос самоуважения поставлен в «достоевской» повести «Допрос».   Молодой работник книжного магазина вдруг схвачен, с другом, на улице и доставлен операми в отделение.   Как именно ответить, когда опер избивает человека так, как это происходит в повести, буднично, ежедневно, для кайфа и разминки.  Прилепин   описывает определённый тип человека, который можно назвать мелкотираническим, всегда готовым распухнуть в тирана покрупнее.  Для героя наступает слом всей жизни, а друг его делает попытку повеситься, жить после такой силы внезапного унижения совершенно невозможно, да и незачем.

Остальные пять рассказов «Восьмёрки» –   любовь во всех её возможных видах. Это не хлипкие болотистые душевные мутности, это жёсткие, нежные, настоящие трагедии. Жизнелюбие  проявлено во всей красе в этих любовных повестях.  И в повестях, и в романе важнейший мотив – семья как последний рубеж перед бурями этого мира. Родители и дети, отношения внутри ячейки, исчерпаемость и распад родовых связей. Однако более всего «Восьмерку» и ЧО объединяет языковой и стилевой поиск . Писатель ищет точной речи, и установка на эксплуатацию природного ресурса русского языка соседствует с   бережностью к слову.

Этот сборник небольших повестей – одна из самых ожидаемых книг года.   Самого яркого писателя 2000-х наконец экранизируют, кино по заглавной повести «Восьмерка» снимает Алексей Учитель.

Ведущая рубрики: Людмила Жарикова

Читайте Олега Роя