Рубрики
Архивы


003Родился в 1964 году в Киеве. В 1981 году окончил школу с углубленным изучением украинского и английского языков и поступил на русское отделение филологического факультета Киевского государственного университета. Окончив университет в 1986 году с красным дипломом, поступил в аспирантуру при Отделе древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР.

После защиты в 1990 году кандидатской диссертации на тему «Хроника Георгия Амартола в древнерусской литературе» поступил на работу в Отдел древнерусской литературы Пушкинского Дома, возглавлявшийся академиком Д. С. Лихачевым. Работая в институте, публиковался в «Трудах Отдела древнерусской литературы», журнале «Русская литература» и других изданиях, принимал участие в подготовке Энциклопедии «Слова о полку Игореве» и «Библиотеки литературы Древней Руси».

В 1992 году   изучал западную медиевистику и читал лекциипо древнерусской литературе в Мюнхене.

Вернувшись в Петербург, продолжил исследовательскую работу в области древнерусского исторического повествования.

В 2002 году выпустил книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха», в которую вошли воспоминания и эссе выдающихся ученых, писателей и общественных деятелей.

С 2012 автор – главный редактор пушкинодомского альманаха «Текст и традиция».

Яркая и талантливая проза Евгения Водолазкина стала настоящим событием в мире современной русской литературы. Неповторимый стиль, своеобразное чувство юмора, потрясающий слог автора – вот главные причины успеха.

В России его называют «русский Умберто Эко», в Америке после выхода «Лавра» на английском-«русским Маркесом». Ему же достаточно быть самим собой. Произведения Водолазкина переведены на многие языки.

Среди известных книг автора: «Похищение Европы, «Лавр», «Соловьев и Ларионов», «Дом и остров, или инструмент языка», «Все в саду», «Петербургские драмы».

002Новая книга :

Водолазкин, Е.Г. Авиатор: роман /Е.Водолазкин.-М.:Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2016.-410с.

Книга впечатляющая и сильная. Трогательная в первой части и невыносимо пронзительная во второй, с четко выстроенной композицией, которая приводит к невероятному напряжению в финале. Причем книгу нельзя назвать мрачной или «темной», несмотря на то, что тема ужасов лагерной жизни и вообще ужасов жизни в ней присутствует, наоборот — книга очень светлая. Но опыт ее чтения легким не назовешь.

Сюжет: Иннокентий Платонов, житель Петербурга начала двадцатого века, замороженный в ходе эксперимента, возвращается к жизни в 1999 году. Гейгер — его врач, русский немец. Анастасия — возлюбленная Иннокентия. Остальные — второстепенные персонажи, фон, хотя некоторые из них особо важны по своему воздействию на судьбы героев как «маленький человек» Зарецкий или следователь Воронин; но сюжет ведут эти три голоса. Первая часть книги — дневник Иннокентия, который осваивает новую для него реальность конца двадцатого века и постепенно возвращает себе память и о прошлой жизни. Во второй части к его голосу добавляются дневники Гейгера и Анастасии. Постоянно чередуются, переплетаются между собой, иногда даже сливаются воедино впечатления разных времен.

Пересказывать сложно из-за этой особенности взгляда: суть не в событиях, и даже не в личном их переживании, а в деталях, в бесконечной любви и внимании к окружающему миру в его мельчайших подробностях. Это взгляд художника, но не только.

Самое главное, что можно сказать об этой книге: это история о том, как видит мир человек, который уже умер. Да, обстоятельства сложились так ,что он воскрес — но перед этим он умер; соглашаясь на «заморозку» он не надеялся проснуться. Человек, который с одинаковым мягким и спокойным, ласковым даже каким-то, вниманием рассказывает и о вечернем чаепитии на даче, и о страшном морозном дне на Соловках. Как бы относился к жизни Лазарь, после того как воскрес? Может быть, именно так. Это взгляд на мир «с точки зрения вечности», с той точки зрения, в которой личные впечатления, переживания, память людей и людях и о мире не менее, а может быть и более, важны — и уж точно более реальны — чем войны и революции. «Бог сохраняет все».

Книга пронизана символизмом и взаимосвязанностью событий и деталей, и этот символизм не выглядит чем-то внешним по отношению к реальности, он не наложен на нее прихотью авторской мысли, а является частью ее природы: мир устроен так, что в нем все связано, все имеет начало и конец, все связано со всем.

Восхитительный язык, точный, богатый, образный, с памятью о русской культуре и живой современностью.