Рубрики
Архивы


Фото: ORION PRODUCTION/Shutterstock/Fotodom

Дорогие друзья, сегодня пoиcкoвoй cиcтeме «Яндeкc» исполняется 28 лeт. Каждый день миллионы людей в России начинают утро с простого действия: открывают браузер и видят знакомую страницу. Для кого-то это портал с новостями, погодой и курсом валют. Для других — рабочий инструмент, навигатор, источник вдохновения или развлечений. В центре этой цифровой вселенной находится поисковая строка, ставшая за многие годы синонимом поиска информации в рунете. И у этой вселенной есть конкретная дата рождения технологического чуда, которое понимает сложную морфологию русского языка.

В газете «Комсомольская правда»  Анна ЛУКЬЯНОВА рассказывает о том, как технологии смогли изменить наши привычки, работу, досуг и даже образ мышления. И как давно продвинутые дети решают задачки и пишут рефераты с помощью искусственного интеллекта (ИИ)  пoиcкoвoй cиcтeмы Яндeкc. Но как правильно использовать искусственный интеллект в учебе вы узнаете в статье «К доске пойдет нейросеть», ведь  бездумное переваливание учебы на цифровых помощников может сыграть злую шутку.

СОЧИНЕНИЕ ЗА 5 СЕКУНД

Сочинение «Как я провела лето», заданное на дом, моя дочь-четвероклассница написала за полчаса. Ради интереса я заказала такое же чату YandexGPT. Нейросеть сварганила текст за 5 секунд! Дочь округлила глаза. Но потом мы вчитались…

Текст у джипити (от англ. GPT — Generative Pre-trained Transformer — генеративный предобученный трансформер) подробный, содержательный, без ошибок. Но резанула фраза «Первые дни июня были наполнены особой радостью». 10-летние дети так не говорят. Да и наврала нейросеть с три короба! «Выпускной в третьем классе стал настоящим праздником. Каждому выпускнику подарили красивый аттестат». Какой выпускной в третьем классе? Какой аттестат? Ребенок же сразу спалится… «Странное какое-то сочинение. Лучше я сама писать буду», — насупилась моя школьница. Но не все такие ответственные. Как убедить ребенка не поддаваться соблазну?

НЕ ДОВЕРЯЙ И ПРОВЕРЯЙ

— Любые нейросети — Алиса, GPT и другие — часто делают ошибки, из-за чего можно попасть в неловкую ситуацию. Это обязательно нужно объяснять ребенку, — рассказала «КП» детский и семейный психолог, педагог-психолог Екатерина Маденко. — К тому же решение задач и самостоятельное мышление — важные аспекты учебного процесса. ИИ развивается с такой скоростью, что способен катастрофически плохо повлиять на наших детей, инфантилизировав их.

— С какого возраста все же можно?

— Я бы не рекомендовала вводить искусственный интеллект и цифровизацию в начальной школе именно из-за незавершенности когнитивных процессов и неспособности детей использовать все сенсорные навыки, которые крайне важны для обучения. Старшим школьникам также важно развивать критическое мышление и помнить, что ИИ нужно перепроверять не только на ошибки, но и на корректность данных.

Вот что советует наш эксперт:

Шаг 1 — обучение навыкам использования ИИ. Объясните и продемонстрируйте школьнику, как правильно использовать доступные приложения и инструменты ИИ для выполнения заданий, какие задачи можно упростить или автоматизировать.

Шаг 2 — сбор информации. Собрать информацию можно самим, а потом скопировать в чат весь собранный материал и дать ИИ задание, например: «составь список фактов о…».

Шаг 3 — проверка. Готовый список обязательно нужно перечитать и проверить, попросить нейросеть назвать источник информации. Если это анонимная статья в Дзене, то такой доверять не стоит.

Что еще учесть.

Ограничивайте ребенка по времени использования ИИ, объяснив, что это необходимо для его здоровья и развития. Например, можно один час в день, с перерывом.

Обсудите вопросы безопасности данных и личной информации при использовании приложений с ИИ.

Пользуйтесь только проверенными приложениями.

Поощряйте использование ИИ для выполнения творческих задач, развития логического мышления.

Регулярно обсуждайте прогресс, хвалите ребенка, поощряйте. Обсуждайте ошибки и ляпы.

Что полезного для учебы может ИИ:

предоставить дополнительную информацию;

сделать черновик, который поможет преодолеть «эффект чистого листа» — когда ребенок не знает, с чего начать;

объяснить сложное простым языком;

подобрать упражнения индивидуально;

отредактировать текст под ваш стиль или перефразировать, найти ошибки;

придумать креативное название;

сделать конспект, план, выделить важное;

подобрать картинку или сгенерировать по заданному описанию, предложить несколько вариантов;

быть источником идей и вдохновения.

Как поставить задачу нейросетке:

Используйте повелительное наклонение: «придумай», «объясни», «составь», «помоги».

Уточните тему и детали: «в стиле детского рассказа», «кратко».

Укажите уровень сложности: «для 5-го класса», «простыми словами»…

Если результат не удовлетворяет, пишите в чат уточнения — нейросеть переделает.

Школьных учителей сейчас массово отправляют на курсы — учат составлять инструкции для нейросетей и генерить учебные планы, контрольные, задания. ИИ может хоть каждый день сочинять всему классу индивидуальные задачки. Может добавить в учебные листы картинки котиков или популярные мемы. Сделать раскраски для малышей.

А еще педагогов учат на глаз определять, Коля сам сделал домашку или за него постарался какой-нибудь джипити.

В онлайн-курсе для педагогов «Преподавание в эпоху ИИ: вызовы и новая этика», который запустило бесплатно общество «Знание», есть отдельная лекция о том, как распознать, кто автор текста — ИИ или человек. Со стопроцентной гарантией определить, оказывается, не могут даже сайты вроде антиплагиат.ру, потому что ИИ генерит из того, что было написано людьми. Однако есть признаки, которые выдают руку нейросети. Одинаковые по длине параграфы, избыточное перечисление, шаблонные фразы, универсальные суждения, идеальная грамматика… А еще ИИ любит после двоеточия тулить заглавную букву. И самый яркий признак — нет авторского мнения, разговорных оборотов, личных примеров.

Учителям советуют не ругать детей и не спешить ставить двойки, а задать дополнительные вопросы по теме, спросить, как ученик писал эту работу, какие источники использовал и почему именно эти. Предложить доработать, но уже самостоятельно и по-честному.

Читайте  в зале периодики нашей библиотеки и на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27754.5/5145919/

Обзор статьи Л.Человская, гл. библиограф

Оцени наши услуги

Яндекс.Метрика