Подарки под елочку: 10 книг 2021 года: на что обратить внимание | МБУК МЦБ Каневского района

Подарки под елочку: 10 книг 2021 года: на что обратить внимание

В декабрьском номере журнала «Читаем вместе», мы подводим итоги года и заглядываем в будущее. Читательский интерес стабилизировался, а само чтение стало отчасти занятием для интеллектуальных гурманов. Молодежь предпочитает автофикшн, современные книги фантастической направленности, классическую зарубежную литературу, а также хоррор-литературу. Лучшие книги заставляют нас размышлять, сталкивают нас с идеями, которые мы бы скорее проигнорировали в реальной жизни, и испытывают на прочность наши предрассудки. Хоррор напоминает нам, что мир не такой безопасный, каким кажется, и что немного здоровой бдительности никогда не помешает», — отмечает литературовед Элизабет Барретт. Актеры и известные личности говорят о необходимости читать и перечитывать классику, советуют приучать детей к чтению личным примером. Приближается Новый год, все озабочены вопросом, что подарить на праздник. Книга, разумеется, лучший подарок, о чем мы помним всегда. Когда все салаты съедены, наступает время для созидательного и созерцательного, главное не просидеть все праздники возле телевизора! Постарайтесь отдохнуть от гаджетов, социальных сетей и переписки в «WhatsApp». Обратите внимание на книги издательства «Пешком в историю», они познавательные и прекрасно оформлены. С удовольствием рекомендуем новинки других издательств, представленные как знаковые книги 2021 года, по версии писателя Сергея Лебеденко, журналиста, автора блога «Книгижарь». Вы будете в восторге от таких захватывающих фантастических приключений. Авторы проводят аналогии с нашей реальностью, подчеркивают пороки современного общества и заставляют поразмышлять о важных для каждого понятиях и ценностях.

Вера Богданова. Павел Чжан и прочие речные твари. — Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной. — 443 с.

В начале ноября дебютный роман Веры Богдановой стал лауреатом премии «Мастера ужасов» 2021 года. Ужасного в книге и правда много: 2050 год, в России царят «новые девяностые», в которых поменьше свободы, зато побольше агрессивного передела собственности; страна стала сателлитом Китая, и технологические гиганты вводят повсеместно биочипы для наблюдения за гражданами. Главные герои романа, Павел Чжан и Игорь Долгов, оказываются в самом эпицентре этого варева из конфликтов. Роман Богдановой сделал важную вещь: в очередной раз сломал стену между как бы «высокой» литературой и фантастикой и показал, что о серьезных темах можно говорить языком фантэлемента, — получается выразительно.

Оксана Васякина. Рана. — Москва: Новое литературное обозрение. — 280 с.

Российские писатели только осваивают жанр автофикшн, то есть «вымысел реальных фактов», проще говоря, изложение реальных событий художественным стилем. «Рана» в этом смысле — прекрасный образец жанра, хотя и завязан на печальном событии. При этом на сравнительно небольшом пространстве текста удается поговорить о многом — о бюрократии, неудобном транспорте, самолетах, которые вызывают испуг, отношениях с родителями в патриархальном окружении. Но это внешняя рамка, а есть внутренняя, но центростремительная сила романа, которая  снова выводит на отношения с матерью, от которых зависит качество нашей взрослой жизни: душевное, характерное, телесное сближение, которое парадоксальным образом возможно только после смерти.

Татьяна Замировская. Смерти.net — Москва: АСТ, Редакция Елены Шубиной. — 576 с.

Еще один роман о слиянии цифрового мира с реальным, но на этот раз через цифровое бессмертие — ученые научились копировать сознание живых людей на случай их смерти. После смерти дубликаты «активируются» в цифровой среде, и с ними можно общаться по мессенджеру, как с живыми людьми. Но поскольку сознание — это еще к тому же опыт и воспоминания, мир этот быстро превращается в большой город со своими местами жизни, досуга и даже конференц-центром. Под остросюжетным киберпанком  прячется полноценный философский роман о природе сознания и о том, что его можно обнаружить в самых неожиданных местах. Современная феноменология здесь подается в понятном виде, и, главное, органично вплетена в сюжет.

Михаил Зыгарь. Все свободны: история о том, как в 1996 году в России закончились выборы. — М.: Альпина паблишер. 2021. — 424 с.

Михаил Зыгарь продолжает заглядывать за кулису российской политической жизни. В новой книге он обратился к 1996 году — моменту, когда политтехнологи сделали все, чтобы страдающий от болезни сердца президент Ельцин вернулся на второй срок. Из интервью с журналистами, политиками, бизнесменами получается интереснейшее повествование — такой слепок эпохи. В итоге самым удивительным в книге оказывается не то, с какой легкостью люди стали ломать институты независимой журналистики и парламентаризма – это понятно, а то, как легко было усматривать за этим сломом борьбу за истинную демократию. Своеобразный урок на будущее.

Евгения Некрасова. Кожа. — М: Bookmate Originals

Крепостная крестьянка Домна и чернокожая рабыня Хоуп встречаются на полях николаевской России и меняются кожей. Дальше их ждет странная, в чем-то жутковатая жизнь в мире, где людей принято продавать, а у говорящих животных больше прав, чем у человеческих существ.
Некрасова часто говорит о том, что в российском литературном каноне много мужского взгляда на мир и притом взгляда привилегированного. Так что логично, что подрывать этот взгляд нужно изнутри — из сердца самого дореволюционного нарратива. Некрасова и делает это, притом эффектно рифмуя крепостнические порядки с американским рабовладением. В «Коже» «работающие» и «неработающие» разделены по обе стороны океана, но человеческие отношения преодолевают границы. Впрочем, сюжетную вторичность сама подача материала искупает — так исторические романы у нас еще не писали.

Людмила Петрушевская. Черное пальто. Страшные случаи. — М.: Альпина паблишер, 2022. — 244 с.

Рассказ Людмилы Петрушевской «Гигиена» многие вспоминали в самом начале пандемии. Но Петрушевская в принципе славится своей способностью из деталей быта собирать кошмар и превращать их в хоррор. Помимо опубликованных рассказов, в новый сборник вошли два новых — «Алло» и «Старый автобус». Петрушевская продолжает работать с тайнами постсоветского человека и превращать их в страшные сказки на ночь — хороший способ чуть-чуть оградиться от реальных ужасов повседневных российских новостей.

Наталья Репина. Жизнеописание Льва. — Москва: Inspiria. — 224 с.

В детстве Лева открывает в себе потребность «разговора с бессловесными» — он извиняется, когда ударяется о стол, задевает дверь или раскидывает камни по дороге. К сожалению героя, большинство людей на такой уровень эмпатии не способны — и пока дачный поселок в долине Сетуни охвачен любовными интригами и детской «бузинной войной», Лев посреди этих событий открывает свою «иномирность», а вместе с ней и любовь к книгам — они сделаны из деревьев, а значит, и из боли. Боль — топливо, питающее мир. Но книги, по крайней мере, интересно пахнут — и буду сопровождать Льва остаток его странной жизни.

Антон Секисов. Бог тревоги. — Спб, Лимбус-Пресс, 2021. — 272 с.

Новый роман Антона Секисова отчасти похож на экскурсию
И если в предыдущем романе, «Реконструкция», сюжет как будто сдерживал автора, то тут он отбросил всякие формальные рамки и стал делать то, что умеет лучше всего – жечь напалмом. У Секисова получилось в похождениях своего литературного альтер-эго нащупать самосознание поколения миллениалов – взрослых с мозгами детей, которые не очень понимают, что с этой жизнью делать, и по привычке подходят к каждой трудности, как к миссии с вертолетиком из GTA. Какие тексты за последние пару лет только не называли «романом поколения», но в яблочко попал почему-то только этот.

Артём Серебряков. Фистула. М.: ИД «Городец». 2021. — 352 с.

«Киберпанк, который мы заслужили», как резюмировал сам Артем. Ну да, а еще: книга об опасностях всеобщей памяти, которую в последнее время принято фетишизировать (в этом смысле «Фистула» стоит в том же ряду, что и «Погребенный великан» Исигуро); о том, что романтическая любовь – на самом деле токсическая штука; а еще о том, что уют – потемкинская деревня, еще одна ширма, которая скрывает чудовищное, и самое страшное, что уют воспоминаний в будущем можно продавать и покупать. Текст-предупреждение, от которого трудно оторваться – еще и в линчевской атмосфере.

Иван Шипнигов. Стрим. — М.: Лайвбук. 2021. -480 с.

В новом романе Шипнигов берет прием полифонии и возводит его в абсолют: события показываются с точки зрения трех главных героев, причем от первого лица и языком соцсетей — здесь всегда сбивчивый ритм, разговорный язык фейсбука и вконтакта, через который раскрываются мельчайшие детали жизни героев в Москве после переезда. Получается забавная комедия положений, в ходе которой герои растут, меняются, меняется и стиль их повествования, так что изменения получаются наиболее наглядными. Наверное, лучше всего «Стрим» смотрелся бы — нет, не в виде стрима, а в виде книжного сериала, формата, набирающего популярность. Но даже в качестве книги он может побороться за внимание читателя с некоторыми ситкомами.

Дорогие друзья, во время зимних праздников так хочется поймать «то самое» детское настроение развлекательных «страшилок», очароваться зимней сказкой, ощутить предвкушение чуда, поверить в волшебство и в простое человеческое добро. Заворачивайтесь в пледы, устраивайтесь поудобнее и  – наслаждайтесь чтением! Разве есть у вас другая возможность подарить человеку целый мир, существующий в пределах небольшой обложки? В центре каждой истории – человек со всеми его радостями, переживаниями и поисками себя, каждый из которых стремится быть услышанным, реализовать себя в стремительном темпе жизни и обрести свое счастье. Вдохновляющие истории, в которых обязательно побеждает добро, в которых есть драйв и неожиданные повороты, станут прекрасным подарком для любителей приключений. Вовремя прочитанная книга может значительно изменить жизнь человека: найти ответы на насущные вопросы и понять, куда нужно двигаться. И даже если такого не произойдет, хорошая книга всегда поможет скрасить вечер, подарит потрясающий эмоциональный опыт: вы будете переживать за героев, удивляться их приключениям, рыдать и смеяться.

Подробнее читайте статью в журнале «Читаем вместе.Навигатор в мире книг» в нашей библиотеке и на официальном сайте http://chitaem-vmeste.ru/zvyozdy/kniga-na-stole/10-knig-2021-goda-na-chto-obratit-vnimanie-na-yarmarke-intellektualnoj-literatury-non-fictio-23

По страницам журнала Л.Человская, гл. библиограф

Все опции закрыты.

Комментарии закрыты.